БРАТ ИЛИ НЕ БРАТ?
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 44-ФЗ.

Верховным Судом Российской Федерациипроведено обобщение практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 года, определил, когда имеется конфликт интересов между заказчиком и участником закупки, а также основания для признания торгов, проведённых в рамках федерального закона № 44-ФЗ  недействительными.

Требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетным учреждением, осуществляющим закупки (далее – заказчиком), конфликта интересов, является новым и применяется с 01 января 2014года.Под конфликтом интересов 44-ФЗ подразумевает случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим,президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, далее – конфликт интересов).

Участникам закупок, как и заказчикам, следует четко выполнять требования федерального закона № 44 при декларации своих заявок и особенно уделять внимание следующим моментам:
  1. Декларация об отсутствии конфликта интересов подается в любом случае, даже если, по мнению участника закупки декларировать нечего, так как конфликт отсутствует;
  2. Форма декларации об отсутствии конфликта интересов – письменная;
  3. Правила определения конфликта интересов действуют и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат её проведения;
  4. Родственные отношения между руководителем заказчика и сотрудником контрактной службы участника закупки не является признаком конфликта интересов, если родственник не наделен полномочиями принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при разработке плана закупок, плана-графика и осуществлении иных функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактной службы;
  5. Наличие доверенности или представительских полномочий от имени участника закупки у руководителя заказчика влечет в обязательном порядке отклонение заявки на участие в торгах по признаку конфликта интересов.
  6. Требования об отсутствие конфликта интересов действует с начала подачи заявки и до в электронном аукционе и до момента выявления победителя;
  7. Соответствие участника закупки требованиям,предусмотренным Законом № 44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе;
  8. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  9. При выявлении конфликта интересов между заказчиком и участником закупок повторное рассмотрения вторых частей заявок (на конфликт интересов) не допускается. То есть, исправить вторую часть заявки нельзя.
  10. Государственный (муниципальный) контракт,заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).  С указанным требованием в арбитражный суд может обратиться любой участник закупки, в том числе не признанный победителем торгов.
  11. Заказчик вправе отказаться от контракта, а участник закупок не сможет понудить к заключению контракта, если после заключения государственного (муниципального) контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов, предъявляемым к участникам закупки, что позволило ему стать победителем. При этом Верховный суд РФ указал, что нарушение требований части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ влечёт ничтожность государственного контракта на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Правило, установленное частью 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 167 ГК РФ.
Текст Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом ВС РФ 28.09.2016 года можно прочитать здесь.